Понедельник, 18.11.2019, 21:23
Приветствую Вас, Гость

Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
В соответствии с п. 5 ст. 5 закона РФ «Об образовании в РФ»: «… в целях реализации права каждого человека на образование… создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья».

Статус ОВЗ в школьном возрасте дает:

1. право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;

2. право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;

3. право на бесплатное питание в школе;

4. к детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания на протяжении всего периода обучения;

5. право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т. е. обычной общеобразовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития;

6. право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития и неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей.

При наличии показаний для определения статуса «ребенок с ОВЗ» родителям рекомендуем своевременно пройти ПМПК.

Инвалид— лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В ОУ должны создаваться условия для получения образования указанными обучающимися. Для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья необходимы условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательное учреждение, может быть также организовано образовательным учреждением на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Перед системой образования на сегодняшнем этапе стоит задача по созданию для каждого ребенка полноценных условий для получения образования, независимо от степени состояния его здоровья. И, безусловно, внедрение нового образовательного стандарта для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья — это механизм, позволяющий реализовать конституционное право детей с особыми образовательными потребностями на качественное и доступное образование

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Инклюзивное образование – один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью. Усилия общественности в 1990-х-2000-х гг. и формирование общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей).
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети-индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Принципы инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

С 01.09.2016 вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Стандарт регулирует отношения в сфере образования следующих категорий детей с ОВЗ:

  • дети с нарушениями зрения
  • дети с нарушениями слуха
  • дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
  • дети с задержкой психического развития (ЗПР)
  • дети с нарушением интеллекта (УО)
  • дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)

ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Дети с ОВЗ нуждаются в получении специальной комплексной психолого-медико-педагогической помощи. Их воспитание и обучение требует особых условий. При работе с такими детьми педагоги опираются на адаптированные образовательные программы и коррекционно-развивающие программы, которые помогают обеспечить социализацию ребёнка, тем самым способствуя достижению конечной цели его обучения и воспитания – максимально возможное введение их в социум, активизацию ресурсов развития, преодоление трудностей в обучении, создание индивидуальной образовательной траектории, формирование у них способностей жить самостоятельно.
Достижению целей предоставления качественного доступного образования детям с ОВЗ способствует реализация государственной программы «Доступная среда». Методические рекомендации по работе с данным направлением размещены на сайте Министерства образования и науки РФ.

Методические  рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также методические рекомендации по организации образовательного процесса в форме семейного образования.Методические  рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также методические рекомендации по организации образовательного процесса в форме семейного образования.

Алгоритм действия ОУ при поступлении ребенка с ОВЗ

Правила общения с ребенком-инвалидом и ребенком с ОВЗ

 

Сведения об организации учебного процесса
инвалидов и лиц с ОВЗ

В МБОУ СОШ с. Сторожевое детей с ОВЗ нет. 4 ребенка-инвалида обучаются по основным общеобразовательным программам начального общего образования и среднего общего образования. Адаптированные образовательные программы не реализуются.

Наличие оборудованных учебных помещений

Школа не оборудована учебными кабинетами, объектами для проведения практических занятий, библиотекой, объектами спорта, средствами обучения и воспитания, приспособленными для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Школа оборудована пандусом и поручнями для обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. При входе в колу имеется вывеска с названием организации, графиком работы, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ

В школе созданы условия для питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с медицинскими показаниями.

Создание отдельного меню не практикуется. МБОУ СОШ с. Сторожевое осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13. В учреждении организовано питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.

Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ

В целях охраны здоровья обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья уроки физической культура проводятся согласно рекомендациям ИПР.
Сопровождение обучающихся в процессе обучения производится учителями. Школа не укомплектована отдельной штатной единицей ассистента для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Школа не располагает специализированными рабочими местами, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, для доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.

Школа не располагает самостоятельно созданными электронными образовательными ресурсами, приспособленными для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, к которым обеспечивается доступ обучающихся. Сайт школы адаптирован для использования слабовидящими инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ

В школе оборудованы 2 класса для дистанционного обучения детей, в том числе для детей-инвалидов.

План мероприятий (дорожная карта) по повышению значений показателей доступности для инвалидов к объекту и предоставляемым услугам